20 идей по развитию России. Почему делают ставку на беспилотный транспорт? | Об автомобилях | Авто | Аргументы и Факты

20 идей по развитию России. Почему делают ставку на беспилотный транспорт?

Грузовики, автобусы, такси

Ведущие логистические компании мира активно тестируют беспилотные грузовики, передвигающиеся «от хаба до хаба», с каждым годом наращивая их испытания. Ведут их и российские производители, например «КамАЗ». По прогнозу, количество автономно управляемых грузовиков возрастёт со 150 в 2020 году до 2 тыс. с лишним — к концу 2021-го.

Растёт и рынок беспилотных автомобилей для перевозки товаров, которые доставляют заказы потребителей из магазинов и от электронных торговых площадок до пунктов назначения. Здесь выделяется два сегмента: одни беспилотники предназначены для езды по дорогам, другие — по тротуарам. К слову москвичи этим летом смогли видеть подобные машины. К концу этого года ожидается увеличение мирового выпуска таких автономных машин до нескольких тысяч.

В Сингапуре с конца января начали курсировать по двум маршрутам первые беспилотные автобусы. И в Берлине в этом году запустили по нескольким маршрутам беспилотные микроавтобусы с автономным управлением.

В США, Китае, Японии, Израиле вовсю идёт тестирование роботакси — легковых автомобилей с системой автономного управления. В России на этом поле активны несколько компаний. Так, «Яндекс.Go» начала испытывать первые прототипы с 2017 года, и в 2021-2022 годах планирует вывести на дороги Москвы в районе Ясенево в рамках эксперимента 10 беспилотных такси.

Статья по теме

Чистый двор, чистый город, чистая страна. Как этого добиться?

Разработкой технологий беспилотного вождения занимается также компания «СтарЛайн», сертифицированные автомобили которой в прошлом году прошли успешные испытания в центре Санкт-Петербурга, а до этого — на закрытых площадках в 24 городах России.

Добавим, что в сентябре Минэкономразвития России анонсировало программу запуска коммерческих сервисов беспилотного такси, созданную в сотрудничестве с «Яндексом». За 3 года эксперимента предполагается задействовать до 1 тыс. беспилотников, которые будут ездить в некоторых районах Москвы, в Иннополисе (Татарстан) и на территории «Сириуса» в Сочи.

Роботы лучше убирают урожай

Беспилотники уверенно «прокладывают себе дорогу» не только в городе, но и на селе. К примеру, компания Cognitive Pilot — совместное предприятие Cognitive Technologies и «Сбера» — в 2020 году оснастила своими системами автономного управления сельхозтехникой более 350 комбайнов. С их помощью было обработано 160 тыс. га полей и собрано свыше 720 тыс. тонн урожая в 35 регионах России. 

Новейшие агротехнологии этой компании востребованы и за рубежом. До конца этого года 600 комплектов системы автономного управления сельхозтехникой будет поставлено в страны Латинской Америки, Азии, в США, Канаду и др.

Более высокую производительность — на 15-20% — по сравнению с пилотируемыми комбайнами показало тестирование беспилотных комбайнов «Ростсельмаша». Это воодушевило крупнейшего российского производителя уборочной техники, он начнет серийный выпуск «умных» машин.

Выгоды от внедрения 

Стоит ли бояться «нашествия» беспилотников? Конечно, не стоит. Многие, наверное, улыбались, читая, как в XIX веке люди поначалу с опаской садились в поезд. Новое порой с трудом входит в нашу жизнь, но входит неизменно, потому что тщательно отработанные лучшими умами технические и технологические новации направлены на решение конкретных проблем, с которыми сталкивается человечество.

Статья по теме

России нужны перемены. 20 идей для процветания нашей страны

Безусловную пользу от масштабирования проектов беспилотного транспорта видит и предприниматель Дмитрий Давыдов, автор «20 идей по развитию России». Ежегодно в ДТП погибают десятки тысяч человек, причём главной причиной аварий являются ошибки водителей, считает он. Беспилотные автомобили на дороге намного безопаснее автомобилей, управляемых людьми. По оценкам экспертов, их массовое использование снизит количество ДТП с летальным исходом на 70%.

Автовладельцы проводят в городских дорожных пробках до 4 часов в день, бесполезно сжигая топливо и своё время. Существенно сэкономить то и другое также позволят беспилотники. И, что не менее важно, — сократить вдвое, а то и втрое количество транспортных средств на дорогах, как рассчитывают, скажем, в Сингапуре.

Аргументы Дмитрия Давыдова в пользу того, почему это сработает и в России, таковы: 

«Во-первых, беспилотное такси сможет находиться на дорогах 24 часа в сутки, в то время как обычные водители такси зачастую не сменяют друг друга на одном автомобиле, а предпочитают отрабатывать смену каждый на своём транспортном средстве.

Во-вторых, программа распределения заказов, координирующая передвижение беспилотных такси, избавившись от человеческого фактора, сможет более чётко и слаженно выстраивать логистические цепочки, что приведёт к более эффективной отдаче от каждой поездки, уменьшению холостого пробега и более пропорциональному покрытию различных районов обслуживающими город таксомоторами». 

К тому же появится дополнительное пассажирское место. А значит, упадёт цена перевозки людей и грузов, что подстегнёт людей к выбору в пользу передвижения на такси и снизит количество владельцев личного автотранспорта.

Это, в свою очередь, разгрузит дороги и автомагистрали, сделав передвижение по городу более скоростным, экономичным и комфортным; существенно улучшит экологическую ситуацию; увеличит свободное пространство во дворах и на придомовых территориях за счёт снижения количества паркуемого личного автотранспорта.

Статья по теме

Пора решений. 20 пунктов плана по развитию и процветанию

Если говорить о перспективах развития беспилотного транспорта, то Россия вполне может стать одним из лидеров в этой сфере, уверен Давыдов. 

Действительно, технологически страна к этому готова: решения наших разработчиков искусственного интеллекта признаны в мире, и за них платят. Дело за принятием законодательства по беспилотникам, а также за дополнительными инвестициями.

Они, по мнению автора «20 идей», непременно вырастут, если свести к минимуму налоги на производителей специального оборудования для автономного управления транспортом: сенсоров, датчиков, систем коммуникации.

К тому же на развитие всех видов беспилотного транспорта предполагается выделить до 2030 года свыше 800 млрд рублей бюджетных и внебюджетных средств. Через 15-20 лет, по оценке руководства Минтранса, именно беспилотники будут преобладать на российских дорогах общего пользования.